Ретроспектива "Парень с "Пролетарской внешностью"

Ретроспектива

Жанр: Драма

Режиссер:

В ролях:

Страна: Франция

12 – 30 мая (по понедельникам, средам, пятницам и однажды в четверг) Музей истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4; тел. 327-10-75; (029) 627-10-75) показывает персональную ретроспективу «ПАРЕНЬ С «ПРОЛЕТАРСКОЙ ВНЕШНОСТЬЮ» (в связи со 110-летием со дня рождения [17.05.1914] знаменитого французского киноактёра Жана Габена), в программу которой включены 10 фильмов с его участием, а именно:

12 мая (15-00 и 18-30)
ПЕПЕ ЛЕ МОКО (Pepe Le Moco). Франция, 1936, ч/б, 89 мин.
Реж. Жюльен Дювивье. В ролях: Жан Габен, Мирей Бален, Габриэль Габрио, Люка Гриду, Марсель Далио, Сатурнен Фабр, Фернан Шарпен, Гастон Модо.

Криминальная мелодрама по роману Анри Ла Барта [в форме мемуаров полицейского детектива] об «охоте» на неуловимого парижского бандита в арабском квартале Алжира. Фильм-легенда, одна из наиболее знаменитых французских лент предвоенного периода, утвердившего Габена как ведущего актера французского кино. Снятый в период бурных политических событий (война в Испании, борьба за правительство народного фронта во Франции и т.д.), фильм уходит от современности, перенося зрителя в мир экзотики, приключений, роковых страстей. Авторы создают яркий образ обреченного на гибель «лишнего» человека, предвосхищающий героев лент «поэтического реализма». Сквозь жанровый лоск бульварной роли благородного разбойника проступает серьезный свет уже постоянной для Габена темы. Несовместимость его героя и враждебного по отношению к нему общества – то, что объединяет большинство работ актера в довоенную пору. Картина имеет три (!) римейка – драматический «Алжир» (США, 1938), музыкальный «Хасба» (США, 1948) и пародийный «Тото ле Моко» (Италия, 1949). Приз «Кинема дзюнпо» за лучший иностранный фильм в Японии (1939); Премия Национального совета кинообозревателей США за лучший иностранный фильм года (1940).

14 мая (15-00 и 18-30)
НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ (Quai Des Brumes). Франция, 1938, ч/б, 86 мин.
Сцен. Жак Превер. Реж. Марсель Карне. Комп. Морис Жобер. В ролях: Жан Габен, Мишель Морган, Мишель Симон, Пьер Брассер, Эдуард Дельмон, Робер Ле Виган.

Впитавшая в себя духовную и нравственную атмосферу времени мелодрама по мотивам романа Пьера Мак Орлана о неожиданном зигзаге судьбы солдата-дезертира, пробирающегося в Гавр, чтобы на пароходе покинуть Францию. Лучший из фильмов «поэтического реализма» – художественного направления во французском кино, порожденного смутной тревогой перед надвигающейся катастрофой. Картина отмечена всеми характерными его признаками: здесь есть романтический герой-одиночка; отчетливо звучит тема неустойчивости мира, обреченности и отчаяния, несбыточности надежд на счастье и любовь, тщетности попыток убежать от судьбы; оттенки чувств героев передаются посредством особого изобразительного построения – ассоциативной образности; композиция картины близка к музыкальной партитуре. По сути перед нами поэтически воплощенная, реально-пессимистическая ситуация кануна войны, где туман – метафора действительности. Любопытно, что действие романа известного французского писателя, романтика и экспрессиониста, заканчивалось незадолго до первой мировой войны, а фильм вышел на экраны за год до второй мировой. Специальная медаль за режиссуру на VI МКФ в Венеции (1938); Гран-при национальной кинематографии (1939).

16 мая (15-00 и 18-30)
ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ (Le Jour Se Leve). Франция, 1939, ч/б, 90 мин.
Сцен. Жак Превер, Жан Вио. Сцен. Марсель Карне. Комп. Морис Жобер. В ролях: Жан Габен, Жюль Берри, Арлетти, Жаклин Лоран, Бернар Блие, Габриель Фонтан, Жак Бомер, Мади Берри..

Исполненная метафорической символики криминальная мелодрама о роковой любви молодого рабочего к девушке из предместья, создатели которой попытались локальную бытовую драму (кстати, почерпнутую из уголовной хроники) вывести на уровень социально-жизненного обобщения. Классическое воплощение получила здесь ретроспекция (флэш-бэк) – прием показа в настоящем ранее произошедших событий. Воспроизводя историю любви (а, значит, и предысторию преступления), авторы посредством совершенной сюжетной конструкции, череды «говорящих» деталей создают образ мира, не приспособленного для счастья, образ времени, вырваться из которого невозможно. Основопологающее произведение «поэтического реализма» (драма борьбы Любви и Судьбы), вдохновленное предчувствием грядущего слома всего миропорядка… Безупречно достоверный Габен становится во всех смыслах слова первым и самым дорогим актером французского кино, получая по миллиону франков за роль. В остро концептуальном, социально-философском кинематографе Франции тех лет был насущно необходим именно такой актер, с его даром вбирать и являть на экране в живом человеческом существе философские концепции разных режиссеров. В 1949 в США был снят римейк – «Долгая ночь».

19 мая (15-00 и 18-30)
НЕ ТРОНЬ ДОБЫЧУ (Tochez Pas Au Grisbi). Франция - Италия, 1953, 100 мин.
Реж. Жак Беккер. В ролях: Жан Габен, Рене Дари, Поль Франкер, Жанна Моро, Мишель Журдан, Дора Долл, Лино Вентура.

Гангстерская драма по роману Альбера Симонена о противостоянии конкурирующих банд вокруг похищенного золота. Шедевр в своем роде с безупречной традиционностью детективной фабулы. Хотя истинный предмет кинорассказа в другом. «Лица здесь важнее действия»,– пояснял постановщик, сосредоточив внимание на психологической разработке характеров, противопоставляя гангстера «старой школы» с его своеобразным кодексом чести новому поколению беспринципных, безжалостных, не гнушающихся абсолютно ничем преступников. Будущий классик французского кино (а тогда еще юноша-кинокритик) Франсуа Трюффо назвал эту картину «фильмом о возрастном рубеже пятидесятилетия», отметив очевидный зазор между стремительной каноничностью приключения и ритмом картины, между поступками и состоянием желающего «завязать» главного героя. Не потому ли искусство Габена обрело здесь какую-то новую свежесть – острую, лёгкую, щемящую? Ведь в 1954 г. пятьдесят исполнилось и ему… Кубок «Вольпи» Ж. Габену за главные роли в фильмах «Не тронь добычу» и «Воздух Парижа» на XV МКФ в Венеции (1954).

21 мая (15-00 и 18-30)
ФРАНЦУЗСКИЙ КАНКАН (French Cancan). Франция – Италия, 1954, 104 мин.
Реж. Жан Ренуар. В ролях: Жан Габен, Франсуаз Арнуль, Мария Феликс, Анна Амендола, Филип Клэй, Мишель Пикколи, Эдит Пиаф, Дора Долл, Гастон Модо.

Музыкальная ретродрама о становлении новой звезды канкана, возрождении этого прекрасного танца и создании ныне всемирно знаменитого кабаре «Мулен Руж». Основанная на фактах из жизни театрального импресарио картина по-своему биографична и для самого Габена. В очередной яркой роли здесь он как бы вернулся к временам своей молодости, «золотому веку» французской эстрады. Это фильм о том, откуда он вышел, о национальной стихии массовой художественной культуры, в которой его корни. Авторы картины лирически и усмешливо отдали дань тому растворенному в быте искусству, той жизни, полной возможностью искусства, из которой приходят великие французские актеры.

22 мая (15-00 и 18-30)
ЧЕРЕЗ ПАРИЖ (La Fraversee de Paris). Франция, 1956, 80 мин.
Реж. Клод Отан-Лара. В ролях: Жан Габен, Бурвиль. Луи де Фюнес, Бернар Лажарриж.

Трагикомедия по новелле Марселя Эме на материале, который до тех пор во французском кино представлялся исключительно героическими хрониками борьбы доблестного Сопротивления. На сей раз Париж времен немецкой оккупации представлен в фарсовом ключе, через нелицеприятный быт и нравы ее человеческого дна. Случайный участник операции «Свинья», с циничным любопытством стороннего наблюдателя вникающий в спекулятивные тайны обездоленной столицы,– достаточно новый для Габена персонаж: впервые актер играет холодного, подлого человека, для которого чужая беда становится забавой. Из трех занятых в картине комиков французского кино Габен играет, быть может, комедийнее других, во всяком случае, злее. Источник сердитого комизма этой роли – в ложности сытно-безопасного существования персонажа, подчеркнутой правдой вынужденного бытия его задрипанных партнеров. Кубок Вольпи (Бурвилю) за лучшую мужскую роль (1956).

23 мая (15-00 и 18-30)
МЕГРЕ РАССТАВЛЯЕТ СИЛКИ (Maigret fend un piega). Франция, 1957, 113 мин.
Реж. Жан Деланнуа. Комп. Поль Мизраки. В ролях: Жан Габен, Жан Десайи, Анни Жирардо, Ги Декомбль, Оливье Юссено.

Детектив по роману Жоржа Сименона о расследовании серии убийств молодых женщин маньяком, который зарвался до такой степени, что стал предупреждать полицию об очередной жертве. Манера экранного существования Габена, его природно-достоверный имидж как нельзя лучше подходили для создания проникновенного образа прославленного комиссара-ителлектуала с неизменной трубкой во рту. Мегре у Сименона и Габена есть воплощение здравого смысла, прозаического взгляда на мир. Снятый в несколько старомодной (павильонной) манере фильм интересен прежде всего актерскими работами (включая юную А.Жирардо в одной из главных ролей). Любопытно, что будущий вожак «новой волны» Жан-Люк Годар, занимавшийся в ту пору кинокритикой, замечал в хвалебной рецензии на этот фильм: «Никогда не будет сказано достаточно о великом таланте Жана Габена».

26 мая (15-00 и 18-30)
В СЛУЧАЕ НЕСЧАСТЬЯ (En cas de malheur). Италия – Франция, 1958, 105 мин.
Реж. Клод Отан-Лора. В ролях: Жан Габен, Брижит Бардо, Эдвик Фёйер, Николь Берже, Мадлен Барбюле, Габриель Фонтан.

Криминальная мелодрама о роковой связи немолодого, преуспевающего и женатого адвоката, который оказывается во власти чар новой клиентки – попавшейся на вооруженном ограблении ювелирной лавки и ведущей двойную игру юной раскрепощенной прелестницы. Однако авторы фильма слишком достойные мастера, чтобы их творение превратилось в некую пошлую историю. Габен играет со всем изяществом психологического мастерства и конфуз пожилого человека, перед собственным чувством, сильным не по возрасту и не по положению; и оттенок отцовства, который чем дальше, тем больше и естественнее проступает в его отношении к «скверной девчонке». Первая серьезная работа в кино обладавшей пронзительной социально-исторической типажностью Б.Бардо. Соединение Габена с актерами молодого поколения считалось безотказным приемом в погоне за кассовым успехом. Зрительское признание этой картины – яркий тому пример.

28 мая (15-00 и 18-30)
БРОДЯГА АРХИМЕД (Le clochard Archimede). Франция – Италия, 1959, 81 мин.

Реж. Жиль Гранжье. В ролях: Жан Габен, Дарри Крул, Бернар Блие, дора Долл, поль Франкёр, Габи Бассет.
Драматическая комедия о злоключениях ветерана-клошара по кличке Архимед, который накануне обещающей быть суровой зимы настойчиво и изобретательно пытается получить «путевку» в тёплое местечко – тюремную камеру… Настоящая кинопоэма озорства, его прославление посредством серии блестящих реприз и череды эксцентрических выходок, нанизанных на общую мысль картины: живи как хочется и будь счастлив! Постановщик расчистил игровую площадку для парада буффонного искусства Габена. В результате фильм превращается в своего рода эксцентриаду независимости. Наряду с занятностью комедийного сюжета, жизнерадостно-обаятельным главным героем он также примечателен интереснейшей зарисовкой городских реалий конца 1950-х гг. «Серебряный Медведь» Ж.Габену за лучшую мужскую роль на Берлинском МКФ (1959).

30 мая (15-00 и 18-30)
МЕСЬЕ (Monsieur). Франция – Италия, 1964, 90 мин.
Реж. Жан-Поль Ле Шануа. В ролях: Жан Габен, Мирейль Дарк, Лизелотта Пульвер, Филипп Нуаре, Габи Морлей, Габриэль Дорзиа, Жан-Поль Мулино.

Комедия положений по пьесе Клода Жевеля о необычном эксперименте чудака-миллионера, симулирующего самоубийство, чтобы отдохнуть от своих скучно-опостылевших обязанностей. Однако, как человеку пунктуальному и добросовестному, ему не очень-то это удается… Легкое, отточенное, традиционное и изобретательное мастерство Габена под стать традиционности и изобретательности, чуть старомодной элегантности интриги. Еще одно яркое проявление комического дара актера, каковой он, боясь накапливающейся усталости собственного мастерства, проявил в 1960-х гг.: то, чего не давала творческому человеку смена привычных сюжетов, ему дала смена жанра.

Отзывы
Здесь ещё нет комментариев. Стань первым!

Фильмы

Система Orphus