Проект Cinemascope: Моя ночь у Мод

Проект Cinemascope: Моя ночь у Мод

Жанр: Драма

Режиссер: Эрик Ромер

В ролях: Мари-Кристина Барро, Жан-Луи Трентиньян, Франсуаза Фабьян

Страна: Франция

Год: 1969

Длительность: 110 мин.

Ma nuit chez Maud

Если Вы — холосты и довольно долго жили вдали от дома, то по возвращению на родину у вас может, как у героя фильма, возникнуть желание осесть и завести семью. И вот наш герой в тишине Академгородка, в воскресный день при посещении церкви встречает юную блондинку, в которой уже видит свою будущую жену. Но не тут-то было! Неожиданная встреча с бывшим однокурсником и последовавшие за ней события в Рождественскую ночь приводят его к Мод…



Герой одного из лучших фильмов Эрика Ромера феноменального цикла «Шесть моральных историй» инженер Жан-Луи (Жан-Луи Трентиньян) — преданный католик, который во время утренней воскресной мессы полюбил одну из прихожан. Следуя за ней на своей машине, он теряет ее из виду. Однако в тот же день случайно встречается с давним школьным знакомым Видалем (Антуан Витез), убедительным коммунистом, преподающим философию в университете. С легкой руки знакомого Жан-Луи остается в «средней буржуа» Мод (Франсуа Фабиан) на ночь, поскольку на дворе падает мокрый снег, а ехать опасно (позже мы узнаем, что именно в такую погоду разбился год назад любимый мужчина Мод). Верующий католик и апатичная атеистка ведут непринужденный диалог о морали, обязанности, замужество и все на свете, пока не приходит пора ложиться спать.

Набожный Жан-Луи сознательно заключенный своей верой скорее телесно, чем духовно. Поэтому неудивительно, что движения его острые и немного неуверенные, они, движения, вырезают кусками пространство и не оставляют после себя никаких следов (в диалоге с Мод прозвучит важный лейтмотив: «- Твои губы холодные… — Как и твои чувства»). Мизансцена выбрана очень точно и удачно Эриком Ромером (в режиссера не бывает случайного — сценарий прописан до деталей): не слишком просторная, но и не совсем убогая квартира Мод словно отвечает внутренним мирам персонажей, где нужно подобрать не только правильный ключ, но и правильные двери. Не странным также является то, что Жан-Луи отказывается от тепла тела Мод, что конечно же возмущает ее, хотя и герой отмечает: «Женщины помогают моему моральному прогрессу». Здесь можно добавить слова Жерома (Жан-Клод Бриали) с «Колено Клер» (1970), предпоследнего фильма из цикла моральных историй, который диалектически дополняет жизненные ориентиры персонажа Трентиньяна: «Я больше не удивляюсь на женщин… Я собираюсь жениться». Дело в том, что Жан-Луи тоже хочу жениться и верит в единственную женщину и единственную любовь, но в отличие от Жерома активно присматривается к окружающим, ища в них идеальный образ своей жены, которая должна быть блондинкой, интеллигентной женщиной и конечно же католичкой. И находит, хотя и раньше Мод риторически вопрошала: как же он будет жить, когда набрасывает любовь на каркас католицизма (впрочем, этим каркасом может быть что угодно)?

Жест телесного отстранения Жан-Луи можно трактовать по-разному: со стороны Мод это трусость и даже унижение для нее, а со стороны Жака — соблазн, которому не надо поддаваться, что учит основная молитва в христианстве (не зря она является прологом в ленте, которую хором повторяют люди в соборе, словно материализуют ее таким образом). В спокойном и почти медитативном диалоге, эдакой ритуальной прелюдии к близости, Мод заметила, что она много кого встречала, но такого чудака как он — никогда. Интересно было бы услышать мнение философа-атеиста, давнего товарища Жан-Луи, который совсем не отказывает себе в телесных развлечениях, мол, это пока одна из немногих вещей где он не терпит поражение. Нашлись бы к контексту и на этот раз афоризмы Паскаля?..

Однако герой Луи-Трентиньяна постоянно подчеркивает, что он не был религиозным и вовсе не стремится быть святым, как можно подумать (однако тут же сам мифологизирует это, когда отказывается от вина за ужином). Но что такое не быть святым? Знать, что споткнуться можно в любую минуту, но пытаться обойти крупные пороги. Однако тот, кто обходит эти пороги, считается неудачником, безпринципиальным и слабаком. Так же считает и Мод. Она хотела близости (или понимания?) с Жан-Луи, а тот отстранился ее. Когда мужчине отказывают — это одно, а когда женщине — это нечто совсем другое. Получается странный парадокс, что отказать красивой женщине аморально, поскольку это воспринимается как оскорбление. Ромер тонко обыгрывает тогдашнюю парадигму свободных отношений и экзистенциальной свободы, не прибегая ни в банальность, ни в излишнюю метафизику. Антропология жестов и взглядов дает подсказку зрителям, что в этом замкнутом круге нет виновных: каждый просто очень долго искал, но рано или поздно найдет свой «смутный объект желания».

Кадры из фильма
Отзывы
Здесь ещё нет комментариев. Стань первым!

Фильмы

  • Поры года

    Поры года

    Тысячу лет назад Европа была покрыта бесконечными лесами, где безраздельно правили зубры, лисы, волки, лоси и олени.
  • Проект Cinemascope: Золотая каска

    Проект Cinemascope: Золотая каска

    Жанр: Драма
    Желая подразнить своего покровителя, она откровенно кокетничает с рабочим-плотником Манда, прежним приятелем Района «Булочника. Веселый кутеж оборачивается драмой.
  • Проект Cinemascope: Военно-полевой госпиталь

    Проект Cinemascope: Военно-полевой госпиталь

    Жанр: Война
    Корейская война. Полевой армейский госпиталь. Трое молодых хирургов находят время не только делать операции, но и пить мартини, играть в гольф, придаваться плотским утехам и подшучивать друг над другом.
  • Проект Cinemascope: Доверие

    Проект Cinemascope: Доверие

    Жанр: Драма
    Молодая девушка ссорится со своими родителями и уходит из дома. Она бродит по улицам и встречает разных людей.
  • TheatreHD: Двенадцатая ночь

    TheatreHD: Двенадцатая ночь

    Жанр: Драма
    «Двенадцатая ночь» – комедия запутанных романтических отношений, искрящаяся наиболее изящными диалогами, когда-либо написанными Уильямом Шекспиром.
Система Orphus